https://cdn-st3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/xw/302/018/0.jpg

В Театре Наций представили спектакль "Страсти по Фоме"

Театральный режиссёр Евгений Марчелли на этой неделе обошёл своих коллег по числу упоминаний в средствах массовой информации. Назначен художественным руководителем Театра имени Моссовета, сдаёт спектакль «Дачники» по пьесе Горького в Театре имени Ермоловой, уже сдал спектакль в Театре Наций, при поддержке банка ВТБ, – это его инсценировка повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», спектакль «Страсти по Фоме». С него и начнём.

Фому Фомича Опискина Марчелли превратил в экзаменатора над всеми интеллигентными и терпеливыми людьми. Каждый должен чётко ответить на вопрос: Почему я постоянно подчиняюсь? И кому? Приживале, сгустку мелких амбиций, капризов и обид. «Село Степанчиково» Достоевского, надо заметить, очень подходит для такого экзамена: почти всё в четырёх стенах и всё очень нервно. Яна Музыка сообщает о премьере.

Паркет и длинный-длинный стол. Все первое действие длится сцена застолья. Для этого спектакля важна тема семьи. И название – «Страсти по Фоме» – как раз об этом.

«Она очень камерная, очень домашняя история, мягкая, нежная. Но весь ее смысл в том, что семья бесконечно булькает, взрывается, поэтому это такие страсти», – признался режиссер.

Можно сказать, что это история нервных срывов. Домашняя, семейная обстановка, и при этом многозначное, символичное пространство.

В этой конструкции читается тема острога, она напоминает колья. Тут и образ храма, это очень похоже на орган. А еще это медные трубы.

В этой семье, за этим столом есть бунтующий, унижающийся, и тот, кто считает себя спасителем мира.

Про Фому Опискина создатели этого спектакля говорят: капризный, обиженный, жестокий, большой ребенок. Ему подчиняются, не потому что боятся, а потому что любят.

«Мы пытаемся человека сделать, человека. А положительный или отрицательный? Мы все бываем то положительными, то отрицательными. Так что он должен вызывать интерес в зрительном зале. Не отчуждение, не отстранение, а соучастие. Вот к этому мы стремились», - поделился народный артист России Авангард Леонтьев.

Во втором акте действие перемещается вглубь сцены. Семейный конфликт усугубляется. Для художника спектакля Екатерины Джагаровой декорация - это тоже персонаж.

«Это наша часть потолка второго действия. Это такой экран по сути. Дает возможность залу наблюдать некие живые фрески. Здесь мой опыт в кино позволил использовать видео не как стандартно, именно как качественный и готовый контент, какой-то такой живой арт внутри это декорации, помимо актеров», - рассказала художник Екатерина Джагарова.

В сценографии нашлось место даже для хрестоматийного образа «Петербург Достоевского». Но в этой постановке Достоевский - не мрачный. Высмеивающий, гротесковый. Юлия Хлынина работала с Евгением Марчелли над Чеховым, Островским и вот теперь Достоевский.

«За что я люблю Женю Марчелли? За то, что он меняет действие, исходя от собственных ощущений. И не важно, день премьеры или уже спектакль, который идет несколько лет. Он приходи и говорит, мол, так, ты сегодня играешь все без текста, или ты сегодня стоишь вообще в другом углу и танцуешь. То есть он ищет, и он очень живой, и очень чувственный», - заметила актриса Юлия Хлынина.

В «Страстях по Фоме» Евгений Марчелли говорит о парадоксе. Этой семье война необходима. Без горячих ссор тут все погружаются в сон. В жизни появляется смысл только благодаря страстям.

Влюбленные соединились. Но возмутитель спокойствия по-прежнему в доме. Зрители остаются с вопросом, как же в собственной жизни вместо токсичных создать экологичные отношения.

Яна Музыка

Новости культуры