Disgusting Men

Насилие, секс и дерьмо: краткий гид по грайндкору — самой отвратительной рок-музыке планеты

by

Метал в целом никогда не был андерграундом — к его приходу люди уже были подготовлены буйным рок-н-роллом и выходками тех, кто его делал. Но всегда были музыканты, желающие выйти за рамки и найти новые грани «тяжести», поэтому в восьмидесятых расцвели экстремальные направления метала — но и они со временем перестали быть андерграундом. Трэш и блэк-метал, даже дэт — сегодня стали частью поп-культуры. Но один жанр продолжает стоять в смрадном андерграунде, потому что вся его суть — быть протестом, абсурдно тяжелым и отталкивающим. Но в то же время не замечать его невозможно, а его отпечатки можно отыскать и в мейнстрим-музыке. Речь, конечно, о грайндкоре. 

Code Orange — наглядный пример популярной тяжелой группы, в чьих песнях нередко ярко выражены грайндкор-корни.

Грайндкор зародился там, где метал столкнулся с экстремальными формами панка.

Условно говоря, грайндкор — это смесь всего самого тяжелого, что было в 80-х. Трэш и дэт-метал, блэк, хардкор-панк, краст-панк, анархо-панк — вообще все экстремальные направления панка того времени. Прото-грайндкорщиками сегодня принято считать две американские группы — Siege из Веймута, Массачусетс и Repulsion из Флинта, Мичиган. 

Siege собрались в 1981 году и на своем дебютнике Drop Dead в 1984 году разогнали хардкор-панк до бесконечного набора бласт-битов, ломаных ритмов, диссонирующих гармоний (с использованием саксофона и джазовой формы, между прочим) и отвратительного кричащего вокала, который даже экстримом назвать сложно. Кевин Махони буквально выблевывал слова, даже не пытаясь изобразить хоть что-то, напоминающее пение. В целом группа вполне серьезно задавалась целью играть быстрее всех — и в этом они преуспевали.

Ну а в том же году, когда Siege записали свой первый альбом, в маленьком городке Флинт собралась группа Temper, сегодня известная как Repulsion. Они тоже испытали на себе влияние хардкор-панка, но с самого начала нырнули в свежее дэт-метал-движение. По словам гитариста и сооснователя Repulsion главной идеей группы было: «Давайте возьмем все, что делают Metallica, Venom и Slayer, и поднимем это на новый уровень». Их дебютник 1986 года (официально он вышел только в 1989 году под названием Horrified) был абсурдно андеграундным: полнейшая сырость и лоу-файность, бластбиты со взбивками, от начала и до конца каждого трека, лишенный мелодичности рык на вокале и бессмысленные диссонирующие соляки. Ну и тексты про кишки, насилие и все самое мерзкое. А еще всего одна песня на альбоме длилась дольше двух минут — короткие треки тоже станут особенностью грайндкора. 

Если смешать музыку с дебютников Siege и Repulsion, получится первый альбом британцев Napalm Death — он-то грайндкор окончательно и сформировал. 

Группа Napalm Death была собрана в английской деревне Мериден в 1981 году басистом и вокалистом Ником Булленом и барабанщиком Майлзом Ратледжем. Оба вдохновлялись анархо-панком и особенно группой Crass, пытаясь играть что-то похожее, но на свой манер. Особенно сильно музыканты угарали по скорости, ориентируясь в том числе на уже упомянутых выше Siege. 

К середине 80-х на совсем локальном уровне банда была довольно известна, но ее состав штормило  — за всю историю в Napalm Death успело поиграть более двадцати музыкантов. В итоге это привело к тому, что половина дебютника Scum записывалась уже новыми участниками — никого из оригинального состава к 1987 году в группе не было. Половина песен на альбоме спета оригинальным вокалистом Ником Булленом, а другая половина — заменившим его Ли Дорианом.

Scum окончательно сформировал грайндкор как жанр и закрепил его на метал-сцене. Даже название направлению придумал тогдашний барабанщик группы Мик Харрис — произошло оно от слово grind, что значит «молотить». Их культовый статус был закреплен и вторым альбомом, еще более грязным, и документалкой BBC 1989 года. Этот фильм был посвящен хэви-метал-музыке — наравне с титанами вроде Metallica, Оззи Осборна и Guns’n’Roses были показаны и Napalm Death. Их показали не просто как каких-то фриков — им дали слово и музыканты нормально объяснили свою любовь к экстриму и желание играть максимально быстрый, хподкорный музон. А в том же году Napalm Death и вовсе выступали на детском ТВ-шоу о музыке — кадры потрясающие. 

Napalm Death стали настолько стойким символом гиперэкстремальной музыки, что в 90-х их даже пародировал Джим Керри. 

Грайндкор быстро распространился по всей планете и стал неотъемлемой частью метал и панк-андерграунда. 

Этому, кроме самих Napalm Death, поспособствовал и диджей Джон Пил с радио BBC Radio 1. Он вообще много сделал для популяризации странной неформатной музыки, так как регулярно притаскивал в студию экстремальных, маргинальных для своего времени музыкантов — были среди них и Napalm Death. 

Грайндкор не из тех жанров, про которые можно сказать — «он был особенно популярен в Америке», или где-то еще. Уже к концу 80-х грайндкор-групп было полно по всему миру — течение расползлось с Британии и США в Европу, Скандинавию (шведы Nasum так и вовсе возродили интерес к жанру в коне 90-х), Японию и даже Россию — у нас примеров много, но лучшие: «Взрыв кабачка в коляске с поносом» и Anal Nosorog. И за считанные годы в грайндкоре начали формироваться свои поджанры — о них и поговорим, с конкретными примерами, чтобы в эту «музыку» было проще въехать.

Поскольку поджанров у грайндкора уже миллион, мы выделим пять наиболее значимых, в рамки которых могут быть уложены все остальные. 

Вот как Napalm Death, отцы грайндкора, звучат сегодня. Впрочем, усложнять свою музыку и уходить от чистого грайнда они начали еще с начала 90-х.

Грайндкор

«Чистый» базовый грайндкор в духе классических альбомов Napalm Death. Сегодня если говорят просто грайндкор, то чаще всего подразумевают именно такой звук — экстремальный, чересчур быстрый, но все же читаемый и кое-как доступный для понимания. Это музыка, не растерявшая своих панк и трэш-корней. Тематика песен при этом может быть любой — и провокационной, и политически-протестной. Обобщенным словом «грайндкор» сегодня также часто называют грайндкорщиков новой волны (стартовавших в конце девяностых и начале нулевых), вроде Pig Destroyer или Gridlink, у который можно даже неиронично крутые риффы и соляки услышать. 

Дэтграйнд

Грайндкор, как и любой другой жанр, можно смешать с чем угодно, получив на выходе рэпграйнд, джазграйнд, да хоть мелодик-грайнд. Но вот дэтграйнд — история отдельная. Это направление часто называют самым одним из самых мягких поджанров грайндкора. Суть его в перевесе дэт-метал составляющей над панком. Это не отменяет жестокие отвратительные тексты, но при этом в песнях появляется какая-никакая структура и читаемость — а если очень постараться, то даже слова можно разобрать, хоть для жанра и свойственно сырой гроулинг. В дэтграйнде даже темп песен может падать до более размеренного. В некотором роде поджанр можно считать самой тяжелой формой классического дэт-метала. Основоположниками дэтграйнда обычно считаются музыканты из группы Assück из флоридского города Сент-Питерсберг, хотя корни тянутся к ранним альбомам Carcass.

Carcass начали с грайндкора, но в итоге прокачались до мелодик-дэта, став пионерами жанра. Но грайнд-корни в их музыке слышны до сих пор. 

Горграйнд

Горграйнд — это грайндкор с текстами про кишки, убийства, некрофилию, испражнения, изнасилования и все самое извращенное и омерзительное. В понятие горграйнда обычно включается также порнограйнд и копрограйнд — понятно, на чем лирика этих поджанров основана, но без насилия и убийств же все равно не обходится. 

Как выглядит процесс чтения текстов горграйнд-групп.

Прото-грайндкор от Repulsion в этот поджанр тоже попадает. Но первыми его героями, пожалуй, стали уже упомянутые выше ливерпульцы Carcass со своим дебютником Reek of Putrefaction 1988 года. Этот диск — именно тот грайндкор, какой люди представляют, когда звучит название жанра. Бластбиты, грязный, едва читаемый звук, булькающий рыгающий гутторал на вокале. Даже в качестве обложки Carcass использовали коллаж, составленный из фотографий трупов и ампутированных частей тел. 

Все горграйнд группы звучат примерно одинаково, впрочем, когда от насилия мы «спускаемся» к фекалиям и порно, звук обычно становится более нойзовым и далеким от музыки — альбомы групп вроде Coprophagia и Libido Airbag хорошо это демонстрируют. Впрочем, другие известные порнограйндеры Gut сегодня звучат вполне себе «прилично»! Ну а посыл — это либо гипертрофированная провокация, либо очень извращенный черный юмор. Еще подобные группы порой отличаются омерзительными клипами, в которых снимают все то, о чем они поют. Но опять же — иногда это бывает очень смешно. 

Хороший пример юмористического копрограйнда от чешской группы Gutalax.

Нойзграйнд

Самый сложный для восприятия поджанр грайндкора — максимально нонконформистский, уничтожающий любую связь с музыкой. Отличается особой абсурдностью — песнями продолжительностью в несколько секунд и отсутствием даже намека на мелодию или гармонии. Текста как такогового в нойзкоре тоже часто нет. Герои направления, само собой, легендарные — Anal Cunt. 

Киберграйнд

Невероятно быстрые бластбиты — важная часть грайндкора, но чтобы их исполнить, нужен реально умелый барабанщик. Поэтому еще с 90-х многие грайнд-группы используют драм-машины. Киберграйнд эту идею доводит до абсолюта — зачем ограничиваться только электронными ударными, если можно использовать электронику вместо всех остальных инструментов, перемешать их в шумную перегруженную кучу, а сверху наложить скримы и гутторал? Как-то так киберграйнд и звучит, хотя иногда к нему и подмешивают живые гитары — в целом же это пропасть еще более глубокая, чем вэйпорвейв, и существует явление примерно столько же. Отличным примером тут будет проект Ozigiri. По уровню нойзовости киберграйнд иногда превосходит нойзграйнд, ведь электроника позволяет заряжать скорость хоть в тысячу ударов в минуту. Впрочем, иногда и киберграйнд звучит адекватно и даже свежо.