Квакеры в России: накормили? Приказано забыть!
by vtzaran2010_zenВпервые слово «квакеры» мне встретилось в романах Марка Твена. Великий американский насмешник писал о них немного иронично, как и вообще о религии и верующих, но в целом уважительно. Позже упоминание о квакерах встретилось у Лескова, и тут уже пришло недоумение: как эти странные люди попали в Россию, да ещё и в провинцию?
Сначала о том, кто такие квакеры. Сами себя они именуют «Религиозное общество друзей», это христианское протестантское движение, насчитывающее около полумиллиона последователей во всём мире. Слово «квакер» в переводе с английского означает «трепещущий», в данном контексте «испытывающий божественный трепет». Никаких обрядов, икон, литургии у квакеров нет, молиться у них принято молча.
Квакеры не проводят никакой миссионерской деятельности, чем отличаются от других протестантских течений. Пропаганду своего учения они проводят через благотворительность и полезные общественные работы. В России первый квакер, англичанин Даниэль Уилер, поселился в начале XIX века. По просьбе императора Александра I Уилер и его семья занимались осушением болот в окрестностях Санкт-Петербурга.
Деятельность квакеров в России, возможно, так и ограничилась бы мелиорацией и другими подобными полезными начинаниями, если бы страну время от времени не потрясали разного рода бедствия. В 1890 году в России разразился голод. Квакеры развернули пункты питания в нескольких губерниях, об их деятельности положительно отзывался Лев Толстой. Однако эта помощь была не слишком масштабной, сказывалось отсутствие опыта и слабое знание квакерами ситуации в стране.
Масштабную помощь населению России британские и американские квакеры развернули во время Первой мировой войны, в 1916 году. В городе Бузулуке, Самарской губернии, была открыта миссия помощи беженцам из западных губерний Российской империи, пострадавших от военных действий. Квакеры открывали для беженцев на территории Бузулуцкого уезда приюты с пунктами питания, больницы и амбулатории. А также учебные мастерские, где детей беженцев, мальчиков и девочек, обучали пчеловодству, обработке шерсти, вязанию и прочим полезным навыкам.
С началом Гражданской войны миссия в Бузулуке прекратила свою деятельность, так как связь с США и Великобританией была нарушена, и получать помощь стало невозможно. Однако в 1921 году в Поволжье начался массовый голод, и квакеры вернулись в Бузулукский район. Предварительно квакерам удалось собрать в США и Великобритании значительные суммы добровольных пожертвований. Учитывая катастрофичность ситуации, основной упор был сделан на оказание продовольственной помощи жителям Поволжья.
Учитывая безусловную пользу от деятельности квакеров, полную аполитичность и отсутствие пропаганды, советская власть их не трогала до 1931 года. Квакерская миссия стала последней иностранной организацией на территории тогдашнего СССР. Её закрыли и повелели забыть, что и было сделано.
Владимир Царан.