Как дебютировал на литературном поприще Ги де Мопассан
by Игорь Голованов140 лет назад внимание французских почитателей словесности привлёк сборник «Меданские вечера», состоявший из шести рассказов, тематика которых так или иначе была связана с франко-прусской войной, не так давно закончившейся
Авторы сборника группировались вокруг Эмиля Золя: Поль Алексис, Анри Сеар, Леон Энник, Гюисманс и Ги де Мопассан.
Эти имена мало что говорили даже завзятому читателю, но именно они вместе со своим мэтром выступили с рассказами о войне, рассказами патриотическими, лишенными при этом шовинистического духа, которым была наполнена реакционная французская пресса того времени, взывавшая к реваншу.
Появление сборника было воспринято критиками не иначе как рождение новой литературной школы под эгидой автора «Ругон-Маккаров». Собственно, на главенство Золя указывало и само название сборника: дело в том, что Медан — это местечко вблизи Парижа, где и жил в то время Эмиль Золя.
Повесть «Пышка»
Сборник рассказов охотно покупали, но особый успех выпал на долю повести «Пышка», принадлежавшей перу Мопассана. Это был, вне всякого сомнения, маленький шедевр – по композиции и по языку. Смелость темы, остроумие автора, точность характеристик, глубина мыслей и суждений – всё это было явными достоинствами повести, несмотря на её игривый сюжет.
Титульный лист издания повести «Пышка»
«Пышка» стала своеобразным «входным билетом» Мопассана в большую французскую литературу, хотя до выхода сборника «Меданские вечера» он уже довольно много раз пытался писать. Но все предыдущие литературные опыты в течение шести лет начинающий писатель обычно уничтожал, поскольку не считал их достойными того, чтобы они увидели свет.
Анрии-Ренее-Альбе́р-Ги де Мопассаан
Да и его наставник в литературе Гюстав Флобер был очень требователен к своему «ученику». А ведь ко времени выхода повести Мопассану было уже тридцать лет, он имел весьма большой жизненный опыт: работал с юных лет, принимал участие во франко-прусской войне.
Служба и занятия спортом
До публикации «Пышки» Ги де Мопассан служил в морском министерстве. Был и чиновником министерства просвещения. Интересно, что он много времени уделял занятиям физической культурой, так как опасался за своё здоровье.
Любимым хобби Мопассана была гребля по Сене.
Влияние Гюстава Флобера
Флобер указывал Мопассану на «ненужность» его занятий чем-то другим, кроме творчества: «Нужно, слышите ли, молодой человек, нужно больше работать... Слишком много развлечений! Слишком много гимнастики!»
К поэтическим потугам Мопассана, писавшему стихи ещё с лицейских времён и пребывавшему в большой дружбе с поэтом Луи Буйе, Флобер относился скептически, хотя и считал, что они «ничуть не хуже того, что печатают парнасцы». Но Флобер ждал гораздо большего и верил, что «со временем он станет более самобытным, начнет видеть и чувствовать по-своему».
Гюстав Флобер
Позднее Мопассан так вспоминал эту нелегкую школу мастерства:
«Я осмелился показать ему несколько моих опытов. Он доброжелательно прочел их и сказал: «Не знаю, есть ли у вас талант. В том, что вы принесли мне, обнаруживаются некоторые способности, но никогда не забывайте, молодой человек, что талант, по выражению Бюффона, - только длительное терпение. Работайте».
Мопассан работал, он показывал Флоберу почти все им написанное, а Флобер нещадно критиковал прочитанное, внедряя в сознание своего «ученика» принципы творчества (теорию «точного слова»), которые представляли собой итог его длительных исканий.
Источник: ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА