Медуза — LIVE

Итоги Венецианского кинофестиваля: заслуженные награды «Земли кочевников» и «Дорогих товарищей!» и обстановка, близкая к военной

by
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
НАМ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ «МЕДУЗУ».
https://meduza.io/image/attachments/images/005/992/356/large/M7QftMcv640vsFziypjP1g.jpg
Директор по маркетингу Disney в Италии Давиде Романи принимает «Золотого льва» за лучший фильм Венецианского кинофестиваля «Земля кочевников» вместо режиссера Хлои Чжао. 12 сентября 2020 годаGian Mattia D Alberto / LaPresse / Zuma / Scanpix / LETA

Как и многие крупные международные мероприятия 2020 года, Венецианский кинофестиваль несколько месяцев балансировал на краю отмены из-за пандемии коронавируса — но в конце концов все же состоялся, хотя некоторые крупные режиссеры побоялись выставлять на него свои новые фильмы и приезжать на их премьеры. Лучшим фильмом фестиваля стал роуд-муви «Земля кочевников» режиссера Хлои Чжао с Фрэнсис Макдорманд в главной роли. Гран-при достался мексиканскому режиссеру Мишелю Франко за масштабную антиутопию «Новый порядок». Специальный приз жюри вручили Андрею Кончаловскому за фильм «Дорогие товарищи!» о расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему решение жюри можно считать справедливым и как проходил крупнейший кинофестиваль в условиях беспрецедентных мер безопасности.


Любой кинофестиваль рождается трижды. В первый раз — когда отборочный комитет объявляет программу: ее оценивают, еще не посмотрев, фантазируют о будущем направлении, темах, возможностях. Во второй — когда критики и зрители смотрят эти фильмы, постепенно складывая в голове пазл. И в третий — когда жюри называет победителей, чьи имена и останутся в истории, маркируя фестиваль этого года. 

Венеция-2020 рождалась в муках. Когда объявили программу, невозможно было не заметить отсутствия многих громких имен. Было известно, что фильмы тех или иных знаменитых режиссеров готовы, но те побоялись отдавать их для участия в фестивале, который мог бы не состояться из-за пандемии. Многие до последнего ждали отмены, кто-то осознанно решил не ехать, другим не удалось выбраться в Венецию. 

https://meduza.io/image/attachments/images/005/992/480/large/y6FhFDiNbPi60UecYAxJ9Q.jpg
Члены жюри 77-го ежегодного Венецианского кинофестиваля Кейт Бланшетт и Мэтт Диллон в защитных масках в большом кинозале Дворца кинематографа на церемонии открытия. Венеция, 2 сентября 2020 годаClaudio Onorati / EPA / Scanpix / LETA

Фестиваль проходил в обстановке, близкой к военной. На его территории, несмотря на прекрасную погоду и близость моря, разрешено было находиться исключительно в маске. Запрещалось ее снимать и во время показов. Билеты на каждый сеанс бронировались специальной системой за трое суток, причем нельзя было занять в зале другое место, чем назначенное: все данные вносились в программу, чтобы в случае заболевания изолировать не только тебя, но и всех, кто сидел неподалеку. Рассадка была шахматной, каждое второе кресло в зале заблокировано. И это не говоря об измерениях температуры несколько раз за день и регулярной сдаче тестов в медицинской лаборатории. На таком фоне наслаждаться кинематографом было не так-то легко. Зато и каждый талантливый или необычный фильм воспринимался острее — как победа над экстремальными обстоятельствами.

Однако решение, принятое жюри с Кейт Бланшетт во главе, расставило все по местам. Они выбрали в самом деле лучшие фильмы, отдав предпочтение картинам молодых и не слишком еще знаменитых авторов. Без наград из числа фаворитов публики остался лишь выдающийся документалист Джанфранко Рози, но у него уже есть «Золотой лев» за предыдущую картину, так что вряд ли стоит за него расстраиваться. 

«Земля кочевников». ТрейлерSearchlightPictures

«Золотой лев» кризисного 2020 года достался американской китаянке Хлое Чжао, чья «Земля кочевников» с восхитительной Фрэнсис Макдорманд завершала конкурсную программу. Эта поэтичная, благородная, по-документальному правдивая и живая картина — заявление о рождении на свет не столько нового таланта (Чжао восхваляли и за две ее предыдущие картины), сколько целого киноязыка современного независимого кино, которое чурается и голливудского пафоса, и постмодернистской цитатной иронии. 

«Новый порядок». ТрейлерThe Match Factory

Гран-при отошел «Новому порядку» 41-летнего Мишеля Франко. Это лучшая, самая сильная и радикальная работа талантливого мексиканца, известного камерными драмами. Неожиданно для всех он снял масштабную антиутопию. Начинаясь идиллическими сценами свадьбы в богатом доме, в нескольких энергичных эпизодах она живописует социальную революцию и военный переворот, крушение всех государственных институтов и установление тоталитарной диктатуры. Режиссер утверждает, что его фильм — о Мексике, но многие увидели в нем отражение событий, происходивших (или вполне могущих случиться) в их родных странах. За пару дней, прошедших со дня премьеры, Франко успели обвинить и в поклепе на движение Black Lives Matter и левую идею, и в посягательстве на основы государства, и в неумении делать кино, все правила которого он здесь в самом деле нарушил. Однако трудно не признать: духу времени катастрофический «Новый порядок» соответствует безупречно. Жюри хватило мудрости, чтобы это понять. 

«Жена шпиона». ТрейлерThe Playlist

Лучшим режиссером был назван японец Киеси Куросава, респектабельный и серьезный автор, который от привычного ему жанра мистического триллера в «Жене шпиона» неожиданно перешел к исторически-политическому кино. Подчеркнуто консервативный костюмный фильм о преддверии Второй мировой рассказывает о судьбе супружеской пары, которая решается на прямую измену родине и, рискуя жизнями, разоблачает преступления японских властей в Маньчжурии. Сюжет картины, ставящий под вопрос само понятие патриотизма, чрезвычайно актуален, что связывает ее с другой драмой из новейшей истории — «Дорогими товарищами!» Андрея Кончаловского. Российский фильм тоже был отмечен, ему достался Специальный приз жюри. В коллекции отечественного классика появился очередной «лев» — и совершенно заслуженно. Тем не менее, жюри ясно дало понять, что на первое место ставит те фильмы, которые непосредственно осмысляют современность, а не черпают для нее уроки из прошлого. 

Актерские призы распределены не менее точно и справедливо: «Кубки Вольпи» достались выразительному итальянцу Пьерфранческо Фавино («Наш отец» режиссера Клаудио Ноче в форме романа воспитания напоминает о бурных политических событиях 1970-х) и британской звезде Ванессе Кирби (она экспрессивно сыграла героиню, потерявшую ребенка при родах, в драме Корнела Мундруцо «Фрагменты женщины»). А приз Марчелло Мастроянни для лучшего молодого актера вручен Рухолле Замани, сыгравшему в оптимистической картине иранского режиссера Маджида Маджиди «Дети солнца» тегеранского беспризорника.

«Ученик». ТрейлерNewEuropeFilmSales

Еще одна свежая и необычная с точки зрения стиля и языка картина — «Ученик» 33-летнего индийца Чайтаньи Тамхане; она была награждена за тонкий и умный сценарий. Это фильм о подмастерье знаменитого исполнителя индийской традиционной музыки — раги, который мечтает со временем стать мастером и прилежно упражняется. В тренировках проходит вся его жизнь, но узнать секрет искусства или раскрыть тайну таланта ему так и не удается. Грустная ирония читается в этой истории об исчерпанности старых рецептов и растерянности молодого поколения, которое надеялось на магическую силу преемственности. И это тоже портрет кинематографа 2020 года, которому неизбежно придется изобретать новые темы, стили и языки, чтобы быть услышанным временем.